|
|
||
Дополнительные статьи |
Катоблепас - Плиний (VIII, 21) сообщает, что где-то у границ Эфиопии,
близ верховья Нила, живет « дикий зверь , называемый "катоблепас", небольшого
размера, неуклюжий и медлительный во всех своих движениях, только голова
у него так велика, что он с трудом ее носит и всегда ходит, опустив ее
к земле, а ежели бы он так не делал, то мог бы изничтожить весь род человеческий,
ибо всякий, кто глядит ему в глаза, тотчас погибает».
По- гречески "катоблепас" означает "смотрящий вниз". Французский естествоиспытатель Кювье предполагал, что образ катоблепаса возник у древних под влиянием гну (с примесью василиска и горгоны). В конце "Искушения Святого Антония" Флобер описывает его и приводит монолог: «... (черный буйвол с головой кабана, которая волочится по земле, с тонкой шеей, длинной и дряблой, как порожняя кишка, лежит на брюхе. Его ноги закрыты длинной жесткой гривой, скрывающей так же морду). - Тучный, унылый, медлительный, я ничего не делаю, лишь наслаждаюсь, ощущая под своим брюхом теплую грязь. Голова моя так тяжела, что я не в силах ее поднять. Я лишь медленно ею ворочаю и, с трудом разжимая челюсти, языком вырываю из земли ядовитые травы, увлажненные моим дыханием. Однажды, сам того не заметив, я сожрал свои передние лапы. Никто никогда не видел моих глаз, Антоний, вернее, те, кто видел их, умерли. Если бы я поднял свои багровые пухлые веки, - ты тотчас упал бы замертво». |