|
|
||
Дополнительные статьи Галерея Кентавров |
Кентавры - полулюди полулошади в греческой мифологии. Вместе с сатирами
составляли свиту Диониса(греч.)
отличаются буйным нравом и невоздержанностью, но некоторые кентавры, например
Хирон, воплощают мудрость и благожелательность,
воспитывают героев греческих мифов. Некоторые считают, что миф о кентаврах
сложили солдаты-пехотинцы, впервые столкнувшиеся со всадниками.
Кентавры - дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Их миксантропизм объясняется тем, что они рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (Pind. Pyth. II 21-48). К. сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия), пытаясь похитить для себя жён из этого племени (Ovid. Met. XII 210-535). Особое место среди К. занимают два - Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность. Хирон - сын Кроноса и нимфы Филиры-«липы» , Фол - сын Селена и нимфы Мелии-«ясеневой» (II 5, 4), т. е. их происхождение уходит в область растительного фетишизма и анимизма. После того как Кентавров победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял Кентавров под своё покровительство. В героических мифах одни из Кентавров являются воспитателями героев (Ясона, Ахилла), другие - враждебны миру героев (Эвритион пытается похитить невесту Пирифоя, Несс покушается на Деяниру и является причиной гибели героя). Кентавры смертны, бессмертен только Хирон, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесённой ему Гераклом, жаждет умереть и отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея . В античном изобразительном искусстве были популярны сцены кентавромахии
(южные метопы Парфенона, рельефы западного фронтона храма Зевса в Олимпии,
западного фриза Гефестейона в Афинах и др.; произведения вазописи и мелкой
пластики). Миф о Нессе и Деянире также нашёл отражение в искусстве (роспись
сосудов, римские мозаики, фрески в Помпеях). Особое место как в античном
искусстве, так и в искусстве последующих эпох занимает образ Хирона. В
средневековом искусстве изображения К. рано появляются в миниатюрах арабских
и европейских космологических трактатов среди знаков Зодиака (К. - традиционный
символ созвездия Стрельца). В пластическом декоре романских церквей нередко
встречаются фигуры К., стреляющих из лука на скаку (рельефы бронзовых дверей
собора в Аугсбурге, нач. 11 в., и др.). К. изображали и в качестве служителей
ада наряду с бесами (фреска Нардо ди Чоне в капелле Строцци церкви Санта-Мария
Новелла во Флоренции, сер. 14 в., соответствующая эпизоду с Хироном, Фолом
и Нессом у Данте, «Ад», XII, 55-75). В произведениях эпохи Возрождения
К. также порой выступают носителями греха, олицетворением животных страстей,
похоти (картина С. Боттичелли «Паллада и кентавр»). Но в этот период сцены
кентавромахии начинают привлекать художников и экспрессией сюжета, живописностью
персонажей (рельефы Бертольдо ди Джованни и Микеланджело).
|